Сразу скажу – я не играл в первый Shogun. Мое приобщение к миру Total War началось с Rome: Total War, и никакого пиетета и ностальгии по прошлому, при мысли о будущем сиквеле я не испытываю. Самурайская феодальная Япония это без сомнения интересно и колоритно и я даже одно время ей интересовался… но не более. Возможно это и к лучшему – у меня нет «стариковского» желания побурчать «а вот в первом Сёгуне было лучше…».
Но и это еще не все. Вы будете смеяться – но я не играл ни в Empire: Total War ни в Napoleon: Total War. В Империю потому что моя тогдашняя машина просто не позволяла это делать, а Наполеон … он меня жутко разочаровал в плане графики. Ведь рекламные скриншоты были гораздо симпатичней того, что я увидел на экране с замиранием сердца запустив НТВ на своем новом компьютере. Скажу честно – это был шок. А когда я распаковал игру и посмотрел на текстуры и все сразу стало понятно – они были очень низкого качества. Скажем так – для мода Ogniem i Mieczem (Огнем И Мечом) на Рим в далеком 2005 году я делал примерно в таком же разрешении… конечно картинку хоть как-то вытягивали нормалки – но смотреть на это было больно.
Кто то скажет «Что за чушь! Игры ценны не графикой, а геймплеем! Действиями ИИ! Дипломатией, экономикой и т.д.». Я отвечу просто – кому как. Для меня важен комплекс и гармония. Именно поэтому Сёгун 1 и Медиевал 1 прошли мимо меня совершенно незамеченными – там не было графики. Точнее она была, но совершенно никакая. Во времена Myth 3 когда трехмерные солдаты на трехмерном поле махали трехмерными мечам, игры от Creative Assembly хвастались толпами спрайтовых людишек. Уж простите – но это не моё. Но когда вышел Рим – все изменилось и серия Total War стала для меня культовой.
Итак мой разум чист от шор ностальгии и поклонения перед играми нового поколения от СА и готов принимать новое. Пора переходить к основной теме нашего разговора – о пресс-версии которую уже получили все печатные издания. Российский издатели игры компания 1С-Софтклаб рассудив, что крупнейшее сообщество фанатов серии тоже имеет на это право, выделило нам заветный ключик. Что-ж – Стим запущен, ключ введен, закачка пошла.
Долго ли, коротко ли, а пресс-версия долгожданного Сегуна 2
скачана. Стим выдавал 2 Мбит в сек и 23 гигабайта закачалось часа за 2,5. И не став ждать Константина ака Broken Crescent который уже руками и ногами как заправский мастер боевых искусств, стучался в аську, я запустил игру. Пьесса началась…
Действие первое.
Мультиплеер оказался отключен, и кастомные (пользовательские) сражения тоже. Кампания меня пока не интересовала так как мы договорились, что по ней напишет отчет Константин. Для первичного ознакомления пришлось начать с азов – т.е. туториала. Ну мало ли чем удивят нас японские войны! Может тактикой какой особенной, али еще чего покажут экзотического да иноземного.
Вообще юнит весьма полезный – если ему дать встать в боевое построение должен стать отличной защитой от конницы. Что и было нам немедленно продемонстрировано - откуда не возьмись из-за леса из-за гор налетел отряд конных самураев с катанами. Мои доблестные рядовые япончики встали в построение «фаланга» и приняли на себя удар могучих япончиков на конях. В результате самураи были изнечтожены почти все. Все таки как ни крути длиннодревковое оружие против кавалерии это лучший довод.
Следующим этапом мне дали лучников и объяснили что горящие стрелы – это тоже очень серьезный довод, что и было снова продемонстрировано во всей красе. Кстати наконец-то мы увидели анимацию натягивании тетивы (к слову мододелы ее уже давно прикрутили к Medieval 2: Total War…). Стрелы втыкаются с землю, строения и ВНИМАНИЕ! В людей! И остаются торчать в них. Правда через некоторое время они пропадают – но время это достаточно длительное и этого уже не успеваешь заметить. Вообще это напомнило бои в Mount & Blade когда в конце осады замка он весь утыкан стрелами – вот тут то же самое.
Потом мне дали отряд самураев на конях с катанами и попросили «будьте любезны атакуйте вооон тех негодяев с луками». Что я и сделал. Эффект был ошеломляющий – конница буквально втоптала пехоту в землю и раскидала их трупы по всему полю не понеся при этом потерь. Понятно что этим нам хотели продемонстрировать – кавалерия сильна против пехоты без копий, а на копья лезть не надо. К слову у всей кавалерии есть кнопка - «спешиться». Мелочь, а приятно. Причем потом опять можно залезть на коней. Зачем это может понадобиться – сложно сказать, разве что при недостатке пехоты при осаде, но фича достойная плюса.
На этом первый обучающий бой закончился. Мне как фанату рукопашных боев тут было все как 2 х 2. Принцип «Камень - ножницы – бумага» т.е. «кавалерия – копейщики – лучники» действует как и положено.
У «новых» юнитов следующие абилки – мушкетеры ставят перед собой заборчик из бамбука от кавалерии (но он какой-то маленький), но-дачи самураи могут применить боевой клич «Банзааай!» и получить бонусы к чаржу и морали. Самураи лучники могут выставлять перед собой деревянные щиты. Вряд ли они выдержат чарж кавалерии – скорее всего это защина от стрел противника. Что касается артиллерии – то она не может передвигаться! Т.е. где мне их поставили – там они и остались. Странно правда?
Дальнейшее действо описывать нет смысла так как оно было довольно стандартное – пойти туда, сделать то. Хочется отметить только то, что здания можно занимать и с боем, либо сжигать. Но это в принципе уже было в последних играх серии.
Далее у меня появились еще две баржи – одна совсем большая, а вторая поменьше – они не особо маневренны, но зато имеют большой личный состав и позволяют проводить абордаж вражеских судов, что мы и сделали.
Должен сказать, что качество картинки меня в целом очень порадовало. Модели сделаны просто отлично! Я не знаю сколько там костей в скелете – но задняя секция набедренных пластин брони вполне адекватно изгибаются когда человек сидит на лошади – сзади на седло. При этом четко налажена система ЛОДов (т.е. при отдалении от юнита высокополигональная модель заменяется на менее полигональную, что резко упрощает задачу для процессора компьютера) и производительность довольно высока. К сожалению FRAPS отказался дружить с игрой поэтому измерить реальный FPS у меня не получилось. Однако и масштабных битв мне провести не удалось. Хотя историческое сражение и проходило на довольно обширной территории с пересеченной местностью и большим стечением народа но тормозов так же замечено не было.
Единственное что хотелось бы сказать негативного в плане моделей – отсутствие такого важного элемента как ножны. Ну это просто знаете ли смешно… наворотить такие модели - и не сделать ножны – я этого не понимаю.
Вообще складывается ощущение, что технология нормал маппинга крадет у нас четкость текстур. При ее использовании появляется псевдо-объемность, но при этом пропадает детализация текстур. Видимо поэтому разработчики особо текстурами и не заморачиваются. Хотя … ну если будет возможен хотя бы элементарный моддинг то попробуем поэкспериментировать с текстурами и сделать их более детальными – авось получиться.
-
Природа и строения страдают теми же проблемами – все бы хорошо но четкости нет. Хотя все рельефно. Растительность, т.е. «зеленку», можно было бы сделать более детальной что ли. Посмотрите, какие замечательные кустики и листочки в моде на МиБ «Polished Landscapes» - любо дорого. В общем - незачет.
- Море сделано прекрасно – по моему даже лучше чем в Наполеон: ТВ. Тут плюс однозначно.
- Анимация очень понравилась. Движения живые и натуральные, сражения интересно смотреть. Я пока не видел различный героев, ниндзя и прочих ронинов, но даже рядовые воины сражаются с огоньком. Фишка из НТВ когда при смерти всадника лошадь убегала тут тоже присутствует.
- А и главное! Некоторые юниты будучи пораженными оружием врага не падают замертво, а какое-то время корчатся в агонии на земле. Выглядит жутковато, но очень эффектно. Особенно когда в них торчат стрелы.
- Про 2D оформление я уже говори выше, но хочется снова его отметить – оно великолепно! Продуманы даже такие мелочи как символическая карта предстоящего сражения во время загрузки битвы на которой обозначены позиции противников. А арты природы стилизованные под японскую графику даже как-то снимают лишнюю агрессивность игры. Кленовая ветка склоненная над прудом в котором плавает карп – чудно, не правда ли?
- Звуковое сопровождение тоже на 5+ (или на 12, как кому удобней). Английская речь советника произносится с явным японским акцентом, крики на поле боя очень экспрессивны, а музыка абсолютно гармонично сопровождает Вас по игре. Зачет однозначно.
Послесловие.
Как видите пресс-версия Total War: Shogun 2 лично на меня произвела очень хорошее впечатление. Может потому что я не ждал от игры революции, а может потому, что сам как разработчик понимаю их проблемы – вечный дефицит времени и ресурсов. Мелкие недоработки не портят общего впечатления и я пожалуй буду играть в эту игру в отличие от 2-х предыдущих.